МедСайт.ру

Психические расстройства у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью

Что такое Психические расстройства у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью -

Генерализованная недостаточная обучаемость является мощным фактором риска психических расстройств у детей. Психиатрические диагнозы ставят примерно 1/3 всех детей с легкой формой ГНО и примерно ½ всех детей и подростков с тяжелой формой ГНО. Десяти-пятнадцати процентам детей без генерализованной недостаточной обучаемости также ставят диагноз психических расстройств. Сочетание ГНО и психических расстройств тяжело влияет на семьи, заставляя родителей отдавать ребенка в специализированные учреждения по типу детских домов.

Симптомы Психических расстройств у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью

Тип психического расстройства

У детей с легкой формой генерализированной недостаточной обучаемости психические расстройства похожи на таковые у детей без ГНО. В основном встречаются поведенческие, эмоциональные и гиперактивные.

Состав психических расстройств у малышей с тяжелой формой ГНО более специфический. У них могут встречаться и аутистические расстройства.

У меньшинства детей с тяжелой генерализированной недостаточной обучаемостью наблюдается отчужденность, или же они могут контактировать, но весьма странно. Ира с воображением у них обычно в очень бедных формах. Могут наблюдаться выраженные стереотипии, усиливающиеся от изоляции, скуки, глухоты, слепоты. Может возникать гиперактивность – самостоятельно или вместе с аутистическими признаками или простыми стереотипиями.

При тяжелой форме ГНО у детей фиксируют часто такой поведенческий синдром как самоповреждение. Он проявляется в битье головой о стены и колоны, расковыривании глаз, кусании пальцев и т. п. Цели при этом у детей разные. Одни так развлекаются, другие хотят привлечь внимание либо избавиться от нежелательного внимания. Также при тяжелой генерализированной недостаточной обучаемости случаются трудности в усвоении навыков самообслуживания – дети не могут сами питаться, одеваться, пользоваться туалетом, у детей бывают проблемы со сном.

Психические расстройства у детей с ГНО

Специфические формы поведения

При ГНО у детей может быть специфическая картина психиатрических проблем. К примеру, синдром Леша-Найхана гораздо чаще вызывает тяжелое cамоповреждение, чем другие органические расстройства, приводящие к столь же низкому IQ.

Если органический синдром – генетический или хромосомный, то типичные поведенческие характеристики называют поведенческим фенотипом расстройства. Среди примеров называют социальную тревогу и избегание взгляда, которые связаны с синдромом ломкой Х-хромосомы. Ненасытное переедание связывают с синдромом Прадера – Уилли. У негенетических синдромов также могут быть сопутствующие поведенческие признаки, и их тоже иногда называют поведенческими фенотипами. Например, внутриутробная краснуха сопровождается аутистическими признаками, а фетальный алкогольный синдром связан с гиперактивностью.

Лечение Психических расстройств у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью

Лечение психических расстройств у детей с ГНО по принципу схоже с лечением сходных расстройств у других детей, но разнится в акцентах.

Лечение нежелательного поведения, увеличение качества и количества навыков самообслуживания проводят с помощью поведенческой терапии. Для каждого отдельного ребенка терапию подбирают индивидуально. При поведении специалисты советуют игнорировать ребенка во время эпизодов самоповреждения, но этот совет не актуален, если ребенок таким поведением пытается привлечь внимание родителей. Игнорирование с их стороны только усугубит процесс. Если же ребенок самоповреждением пытается отвести от себя нежелательное для него внимание, то игнорирование – хороший выход.

Кроме поведенческой терапии, специалисты советуют также семейную, когнитивную терапии и поддерживающую психотерапию. Выбор зависит от причин и сути проблемы, возраста больного ребенка и его когнитивного уровня.

Эффективность лечения медикаментами для лечения психиатрических проблем у детей с генерализированной недостаточной обучаемостью остается недоказанной. На короткий период нейролептики могут снизить серьезную агрессию, их применяют лишь в крайних случаях. Но улучшение только кратковременно. Если увеличить дозу, то ее придется увеличивать и в дальнейшем, что влечет за собой опасность для здоровья малыша.

Бесполезность этого длительного медикаментозного лечения часто заметна только тогда, когда его, наконец, отменяют: обычно агрессия на время ухудшается, а затем возвращается на прежний уровень. При трудном поведении рационально использовать не фармакологические препараты, а социальное и психологическое управление. Умеренные дозы нейролептиков иногда используют для уменьшения стереотипий, самоповреждения, гиперактивности, ажитации. В особенности это актуально для подростков с ГНО и аутистическими симптомами. Улучшить гиперактивность у детей с IQ около 40 и более можно при помощи стимуляторов, но для детей с более низким IQ стимуляторы не эффективны или очень мало эффективны. Следует помнить, что при любом IQ стимуляторы могут усилить сосуществующее ритуалистическое и повторяющееся поведение ребенка.

Смотрите также: Генерализованная идиопатическая эпилепсия и эпилептические синдромы, Нарушение психологического развития, Приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау - Клеффнера), Эпилепсия парциальная постоянная (Кожевникова), Психогенная аменорея, Мания без психотических симптомов, Мания с психотическими симптомами, Острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении, Острое шизофреноподобное психотическое расстройство, Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления кофеина

© МедСайт.ру