Исследования Уильяма Киллгора
Исследования проводились Уильямом Киллгором, доктором философии, и его коллегами в научно-исследовательском институте Walter Reed Army (США). В эксперименте принимали участие 26 взрослых здоровых людей. Им было предложено высказать мнениео «моральности» тех или иных ситуаций и действий, причем участники отвечали на вопросы после 53-х часов непрерывного бодрствования и в выспавшемся состоянии.
Как выяснилось, продолжительноелишение сна оказывает влияние на время, которое участники тратили для принятия решений. Они испытывали трудности при определении, является ли та или иная ситуация или действие правильными с точки зрения морали. По результатам эксперимента был сделан вывод о том, что бессонница оказывает сильное влияние на скорость реакции, на процесс принятия решений и на суждения, которые зависят от взаимодействия эмоций с познавательными способностями.
Тем не менее, ученые предупредили - вывод о том, что у людей, страдающих от бессонницы, понижается уровень моральных ценностей, будет ошибочным. Однако в стиле, в котором они начинают высказывать суждения об отсутствии или наличии морали в тех или иных действиях, снижается терпимость и появляется некоторая вседозволенность.
Данные эксперимента могут иметь значения для людей, занятых видами деятельности, связанных с регулярнымнедосыпанием и необходимостью сталкиваться с моральной дилеммой (например, военные, работники «скорой помощи», пожарные, спасатели). Если эти люди будут регулярно недосыпать,их действия и суждения могут отличаться от тех, которые бы они предприняли или высказали,находясь в отдохнувшем состоянии. Поэтому, чтобыне допустить замедления мыслительных процессов (в том числе, в области моральных суждений), авторы исследований рекомендуют спать не менее 7-8 часов.
Исследования британских ученых
По результатам другого исследования, которое проводилось группой британских ученых при Университетском колледже Лондона, было установлено, что нерегулярность режима сна у детей в первые годы жизни оказывает неблагоприятное влияние на их интеллектуальные способности. Результаты эксперимента были опубликованы в июле 2013 года в журнале «Fachjournal Journal of Epidemology and Communal Health», посвященномуэпидемиологии и общественному здоровью. В исследованиях использовались данные по11 200 детям в возрасте 7-ми лет.
Ученые оценивали воздействиенарушений режима сна на интеллект путем тестирования навыков детейв счете, чтении, пространственных восприятиях, а также оценивали общее состояние с привлечением детских психологов. Было установлено, чтодети с существенными нарушениями режима сна (неопределенное время его начала и окончания) показали наиболеехудшие результаты в тестах в сравнении с одногодками сустановленным режимом дня. Исследователи предполагают,что нерегулярный график сна замедляет и искажает биоритмы. В определенных фазах роста детского организма это негативным образом отражается на развитии головного мозга и на интеллектуальных способностях ребенка.